elkek: (Default)
[personal profile] elkek
Вопрос, заданный жизнью,: –" Нужно ли отделять десятину на дикоросы?"

Сегодня влипла в непонятную ситуацию.Нужна помощь грамотного зала.



Перевела одну из дочерей учиться в школе Падуэля вместе с нецаримниками ( жителями разрушенного год назад поселения Нецарим, которые остались в Ариэле) . Религиозно –государственная школа в Ариэле настолько плоха, что право учиться в соседнем ишуве они обговорили себе сразу, заранее. А мы, взяв тремп( или как говорили в России, сев им на хвост) , удостоились наконец-то возможности отдать ребёнка учиться в хорошую и при этом религиозную школы. Раньше мы вынуждены были выбирать между 2х зол : светская (анти-еврейская ) школа, но получше , или религиозная очень плохая школа,полная социальных случаев и направленным против "русских" детей насилием.
Каждое утро мы ждём развозки вместе с ними у входа в их караванный посёлок.Обещанные им участки под застройку никак не выделят . Их всё время швыряют из одних разбитых караванов в другие. Это 3-е временное место ,которое они меняют за этот год.Точнее,которое им меняют.
Развозки приходят не аккуратно, опоздывают.Это – отдельная история.
Караваны им поставили на пустыре.А все пустыри в Ариэле в последние годы позарастали дикими грушами, боярышником, ливна ( не нашла перевода на русский, но очень симпатичное дерево) , дубочками и , иногда, соснами. Кустарников низких типа шалфея,чабреца разраслось много и других многолетников. Как будто земля радуется ,что вернулись евреи, даже такие далёкие от еврейства евреи , как в Ариэле.
И вот,вижу я рядом деревце .Подхожу посмотреть –ливна.А я очень хотела её семена собрать – посадить.Нравится мне она. Подошла поближе ,проверить спелость семян( всё равно же стою),а прямо в ней груша дикая растёт. Спелая .Полно осыпавшейся уже под деревом лежит. Взяла ,сорвала одну грушку- спелая, терпкая,вкусная. Я её жевать . А девчушки из Нецарим на меня смотрят с ужасом.
-Эйн маасер ,- шепчут. (прим. не отделена десятина)
Никогда не задумывалась о маасэр на такой случай.Что же это , еврею нельзя сорвать и пожевать травинку?

Короче, чувствовала я себя ужасно. И теперь хочу знать,что такого неправильного я на этот раз натворила. Кто может,подскажите ответы на вопросы:




- нужно ли делать маасер на при бар.Дикоросы ,если собираются на них нужно делать маасер? Если я проходя мимо куста срываю пару ягод боярышника или пару диких груш,которыми у нас заросли все склоны?
Если нужно, то как?
-если жуёшь колоски,которыми под весну заросли все склоны?
-если собираешь дикие травы –девясил,чабрец , шалфей и т.п.?

Date: 2006-09-13 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] avielnaomi.livejournal.com
Нужно . Какая разница - дико растет или культурненько-облагороженно ?

Date: 2006-09-13 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] avielnaomi.livejournal.com
Да , но это только на сьедобные плоды - пожевать травинку можно просто так - обычно ж люди траавой не питаются ...
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
Значит, Вы уверены. что колоски и походя сорванные ягоды требуют маасэр? речь не идёт о сборе урожая .
На лекарственные травы - нет?
Где есть точные источники на русском не скажете?
From: [identity profile] avielnaomi.livejournal.com
К сожалению , указать пальцем на источник в инете сейчас не могу - могу посмотреть и попробывать указать поззджже !
А еще , советую задать этот вопрос р.Андрущаку , он подскажет .

Загляните в низ,Авиталь.

Date: 2006-09-13 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
И увидите,что действительно, всё совсем не так однозначно.А ужесточать Тоу по невежеству( это ,ещё как часто происходит), -тоже её нарушать.

Date: 2006-09-13 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] avielnaomi.livejournal.com
Его у Вас в друзьях нет (а мы были на "вы" ?, совсем памяти нет!) , зайдите ко мне в юзеринфо - у меня он есть .

Date: 2006-09-13 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
неудобно к совсем незнакомому человеку обращаться.

Date: 2006-09-13 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] avielnaomi.livejournal.com
Почему неудобно ? нормально .

(no subject)

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 10:25 am (UTC) - Expand

обратилась.

Date: 2006-09-13 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
хоть и неудобно мне.

Date: 2006-09-13 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] isaakovich.livejournal.com
Человек кушающий плод с дерева не должен отделять маасер, а просто его ест.

Мне тоже так кажется.

Date: 2006-09-13 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
Но девчушки-то эти знают гораздо больше меня. И смотрели на меня с ТАКИМ ужасом!!!!
Так ,что хочется либо объясниться (объяснить), либо понять ,ЧТО я должна была сделать ,чтоб есть ягодку с куста кошерно.
Короче, хочу специалиста с аргументами на сцену!

Re: Мне тоже так кажется.

Date: 2006-09-13 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] isaakovich.livejournal.com
Начнем с того, что как раз девчушки эти , по закону и не имеет право отделять:)
Обязанасть отделения начинается, в некоторых продуктах - с занесением в дом, в некоторых со сбором в мешки или ящики.Зерно со вноса на молотильну и.т.д. Поэтому, человек кушающий непосредственно под деревом, есть еще не "оконченный" вариант фрукт, и соответственно не должен отделять.
А вообще, лучше такие вопросы на ру-иудаизме или иудаике спрашивать, больАя вероятность что люди знакомые с предметом, увидят и отреагируют.

(no subject)

From: [identity profile] isaakovich.livejournal.com - Date: 2006-09-13 11:29 am (UTC) - Expand

Да, наверное.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 11:34 am (UTC) - Expand

насчет шмиты

From: [identity profile] isaakovich.livejournal.com - Date: 2006-09-13 11:40 am (UTC) - Expand

Re: насчет шмиты

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 11:42 am (UTC) - Expand

Date: 2006-09-13 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com
Понимаю Ваше недоверие к русскоязычным спецалистам (покаянно склоняю голову) и полностью разделяю уважение к р.Корецу.
По сути Ваших вопросов:
1.Плоды дикорастущих деревьев - hефкер, на hалахическом жаргоне. Ничейное. И от трумот-маасрот освобождены. Более того, в некоторых случаях и плодыхозяйскоого-еврейского дерева будут освобождены..но это уже другая тема.
2.Трумот-маасрот отделяются только от культур, употребляемых ЛЮДЬМИ в ПИЩУ. Специи и пр. не употребляемые в пищу самостоятельно (т.е. не служащие пищей), а только для вкуса-запаха - свободны от трумот-маасрот. Не говоря уже про дикорастущие, которые см. предыдущий пункт
Касательно конкретно лечебных трав, что они "свободны, пишет, в частности "Хазон-Иш" (Швиит 22:1)
(общий источник: Шулхан Арух, Йоре Деа, 331)
Надеюсь, что не допустил неточностей, на которых меня можно поймать...
Всего хорошнго. Всегда буду рад быть полезным.

Спасибо Вам огромное.

Date: 2006-09-13 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
Если Вы не против, я с радостью буду к Вам обращаться с подобными вопросами.У меня их накопилось очень много. См . ниже.Вопрос о кошерности при выращивании винограда.Что не должно расти рядом с виноградом? ( Ячмень - однозначно) Все злаковые?
Любые культуры ?

Date: 2006-09-13 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com
Зпапрет "килаим" относительно виноградника касается всех злаков и овощей (в значении "ярокот"). Что касается бобовых, то есть очень интеересный спор вокруг его формулировок. "Хазон-Иш" вслед за "Кесеф Мишне" постановляет, что и бобовые подпадают под запрет. Т.о. на практике, все культурные "съедобные" растения, кроме деревьев, удаляют от виноградника

простите,ещё 1 вопрос

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:22 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)

Клубни.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com - Date: 2006-09-13 11:56 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Не надо наездов, плиз!

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-09-13 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-gurevich.livejournal.com
Мне кажется, что если собраны одновременно только несколько плодов (даже неважо - дикорастущие или нет) и сразу съедены (не будучи занесены домой), то отделять маасер не нужно. Правда, может быть другая проблем - как бы плоды не были орла.

Особо подчеркиваю, что это мое частное мнение и я очень прошу на него не полагаться. Я бы и сам на него не полагался :)

Оля, узнаете правильний ответ - напишите, пожалуйста.

Вечером бли недер задам вопрос на раббу.ру, получу ответ - добавлю в коммент

Спасибо, Игорь!

Date: 2006-09-13 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
Не орла точно. Деревца уже лет 10 растут.

Date: 2006-09-13 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-gurevich.livejournal.com
Пока писал предыдуший коммент да отходил на полчаса, а только потом нажал на post comment - уже все и ответили, а я и не заметил :)

(no subject)

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:08 pm (UTC) - Expand

одно ясно, Слава Богу!

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:41 pm (UTC) - Expand

Ура!

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:47 pm (UTC) - Expand

Re: Ура!

From: [identity profile] igor-gurevich.livejournal.com - Date: 2006-09-13 05:59 pm (UTC) - Expand

Re: Ура!

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-14 07:05 am (UTC) - Expand

Re: Ура!

From: [identity profile] igor-gurevich.livejournal.com - Date: 2006-09-14 09:40 pm (UTC) - Expand

Re: Ура!

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-17 06:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com - Date: 2006-09-17 09:39 am (UTC) - Expand

Спасибо.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-17 10:03 am (UTC) - Expand

Re: Спасибо.

From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com - Date: 2006-09-17 10:19 am (UTC) - Expand

Re: Спасибо.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-17 10:21 am (UTC) - Expand

Re: Спасибо.

From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com - Date: 2006-09-17 10:25 am (UTC) - Expand

Re: Спасибо.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-17 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-13 12:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-09-13 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] 777-itamar.livejournal.com
Так что, будете выращивать маки, извольте отстегнуть маасер.

Я не буду собирать урожай!

Date: 2006-09-14 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
Они и так красивые.Или буду жевать их прямо в поле! А вообще ,я - не жадная. Как буду выращивать маки - приходите, будем жевать и любоваться вместе. А пока только на вишню с черешней могу пригласить!

Date: 2006-09-13 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] michaelko.livejournal.com
Пока я вернулся домой, Вам уже все объяснил рав Андрущак, и вопрос снят. Общий принцип - все, что ешь по одному, срывая с дерева или кустарника, не требует дополнительных процедур. А вот собирание может иногда создать проблему.
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
что не бросаете!

А корову (козу) - дойное животное, как в шабат обрабатывают?

(no subject)

From: [identity profile] pi-el.livejournal.com - Date: 2006-09-16 09:01 pm (UTC) - Expand

ОФФФТОП

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-17 06:46 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] pi-el.livejournal.com - Date: 2006-09-17 06:24 pm (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-18 06:56 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] pi-el.livejournal.com - Date: 2006-09-18 08:32 pm (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-19 06:29 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] pi-el.livejournal.com - Date: 2006-09-18 08:35 pm (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-19 06:31 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] pi-el.livejournal.com - Date: 2006-09-19 06:47 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-19 06:49 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] pi-el.livejournal.com - Date: 2006-09-19 06:53 am (UTC) - Expand

Re: ОФФФТОП

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-09-19 06:54 am (UTC) - Expand

Date: 2006-10-14 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] honest-sergik.livejournal.com
Вы мне другое скажите.
Там у вас действительно груша-дичка дает вкусные плоды?
У нас в поселке есть одна дичка, но те грушки, которые на ней вырастают есть совсем невозможно.

мне нравятся.

Date: 2006-10-15 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] elkek.livejournal.com
Правда много их не съешь.Очень уж вкус насыщен и суховаты. Съел 2-3 с удовольствием, потом чувствуешь- всё.Хватит. Зато думаю ,если их сушить с местным диким боярышником и шиповником И запаривать зимой в термосе или настаивать в глиняной посуде подольше,а потом пить настой, то никакие покупные витамины не понадобятся.Очень хочу научится сушить фрукты. Шиповник и боярышник сохнут без проблем.А фрукты портятся.

Re: мне нравятся.

From: [identity profile] honest-sergik.livejournal.com - Date: 2006-10-15 09:20 am (UTC) - Expand

Re: мне нравятся.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-10-15 09:30 am (UTC) - Expand

Re: мне нравятся.

From: [identity profile] honest-sergik.livejournal.com - Date: 2006-10-15 10:20 am (UTC) - Expand

Re: мне нравятся.

From: [identity profile] elkek.livejournal.com - Date: 2006-10-15 10:49 am (UTC) - Expand

Re: мне нравятся.

From: [identity profile] honest-sergik.livejournal.com - Date: 2006-10-15 11:55 am (UTC) - Expand

Profile

elkek: (Default)
elkek

May 2022

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 09:38 am
Powered by Dreamwidth Studios